Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа № 14 им.В.Г. Короленко
Конкурсная работа по проекту:
«Старый Нижний- молодым»
Реферат
на тему:
«Сохранение отечественных духовных традиций
в годы испытаний на примере деятельности
Нижегородских ополчений»
Выполнил:
ученик 10 Г-Д класса
школы № 14
Денисов Андрей
Руководитель проекта:
преподаватель русского языка
и литературы
учитель высшей категории
Коптелова Е.Ю.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2010 год
Содержание.
|
Введение. |
3-5 |
I. |
Участие нижегородцев в борьбе с польскими интервентами. Нижегородское ополчение 1611-1612 годов. |
5 |
|
1. «Трудные времена». |
5 |
|
2. Предпосылки создания Нижегородского ополчения. |
6-7 |
|
3. Первое народное ополчение. |
7-8 |
|
4. Второе народное ополчение. |
8-9 |
|
4.1. Призыв Минина. |
9-10 |
|
4.2. Начало организации второго ополчения. |
10-11 |
|
4.3. поход второго ополчения. |
11-12 |
|
5. Спасительница России. |
12 |
|
5.1. Прославление «Знамение милости Царицы Небесной». Список Пожарского. |
12-14 |
|
5.2. «…праздновать во всех городах, по вся годы» |
15 |
II. |
Участие Нижегородцев в Отечественной войне 1812 года |
15 |
|
1.Патриотизм нижегородцев. |
15-16 |
|
2. Заступница. |
16-17 |
III. |
Героические подвиги нижегородцев на фронте в годы Великой Отечественной войны |
17 |
|
1. Город Горький в плане «Барбаросса» |
17 |
|
2. Народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. |
18 |
|
3. Формирование воинских частей и соединений. |
18-19 |
|
4. «Вперед, други, с нами «Козьма Минин»! Узнают немцы нижегородцев!». |
19-20 |
|
5. Героические подвиги нижегородцев. |
21-22 |
|
6. Наши земляки — герои тыла. |
22-26 |
|
7. "Заступнице усердная"... |
26-30 |
IV. |
Духовные традиции в настоящее время. |
30 |
|
1.Нижегородцы в мирное время. |
31 |
|
2. Милость Царицы Небесной. |
31-32 |
|
3. Новоявленные Казанские. |
32 |
|
4. Возвращение чудотворной иконы. |
32-34 |
|
Заключение |
34-36 |
|
Список литературы |
37 |
|
Примечания |
38 |
|
Приложения |
39-51 |
Введение.
В жизни нашей страны случались времена, когда, казалось, ей неминуемо грозило уничтожение. И только объединив усилия, "всем миром" удавалось противостоять врагу. Неважно, к какому сословию, к какой национальности относился человек, какое имел образование и где жил, - беда для всех была одна. Спасая Родину, люди отдавали накопленное в помощь армии, создавали военные отряды. Такие добровольные военные формирования получили название "ополчение". В истории России их было несколько. Первое ополчение 1611 года. Второе ополчение 1611-1612 годов. Народное ополчение 1812 года. И, наконец, народное ополчение Отечественной войны 1941-1945 годов.
Прошло более трех веков с тех пор, как впервые сплотились во имя спасения Отечества люди разных социальных статусов и национальностей. Яркие примеры из истории нашего государства свидетельствуют о том, что в переломные времена русский народ находил в себе скрытые духовные силы для отстаивания законных прав на существование.
Цель моей работы рассказать о том, какое место в истории занимают наши земляки – нижегородцы. О том, как воины народного ополчения под предводительством нашего земляка Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в ноябре 1612 года освободили Москву от польских интервентов и положили конец смутному времени. О героических поступках нижегородцев во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941—45 годов.
Нижегородцы не раз доказывали свою крепость, выносливость и жизнеспособность в сложных исторических условиях. Но чтобы лучше понять нашу историю, необходимо соотнести исторические события с православием. Смысл существования государства Российского раскрывался всегда именно этим соотнесением. Прародители наши называли отечество Святой Русью. Нам, их потомкам, живущим в России XXI века, может слышаться в этих словах пафос. Между тем, для предков наших это была совершенно конкретная реальность, воплощавшаяся в определенных событиях и символах. Важнейшей частью православной культуры было стремление к духовному единению людей, «соборности». Особенно сильно это стремление проявлялось в трудные, переломные моменты русской истории, когда само существование нашего государства было под вопросом.
Рассказывая об истории родного края, истории того уголка земли, где жили наши отцы и деды, истории богатой событиями, примечательными и славными именами, моя задача рассказать и о том, как в критические моменты, на защиту Отечества поднималась и Православная Церковь, как русские воины сражались с врагами России под защитой Божией Матери и с Её помощью.
Тема «Cохранение отечественных духовных традиций в годы испытаний на примере деятелей Нижегородских ополчений» актуальна в наше время, так как сейчас в России идет духовное и нравственное возрождение общества. Мы возвращаемся к нашим корням, нашим лучшим традициям. Я думаю, что только в духовно богатом обществе может царить мир и добро.
Сейчас не существует прямой угрозы границам России, но от современных людей зависит в каком государстве и городе мы будем жить через десять-двадцать лет. Будущее создается сегодня, и только мы вместе можем сделать его достойным и процветающим. Наше государство будет стоять, пока народы живут в мире и согласии, взаимном уважении друг к другу. Мы справимся с любыми бедами, преодолеем все трудности, если будем вместе — вот о чем напоминают всем ныне живущим подвиги нижегородских ополчений.
Кузьма Минина обращался к нижегородскому народу со страстной речью: «Братья, спасем землю Русскую! Поднимемся все как один! Освободим Русь Святую от захватчиков злых...»
В годину иных народных бедствий, эти слова Кузьмы Минина не раз будут повторять русские герои: и в дни нашествия на Россию Наполеона, и в дни великих бедствий ХХ века – Первой мировой войны и войны Великой Отечественной. Это ВОЗЗВАНИЕ – прямо из сердца излитое, а не речью высказанное, – останется с народом России навсегда, как величайшая его драгоценность.
I. Участие нижегородцев в борьбе с польскими интервентами.
Нижегородское ополчение 1611-1612 годов.
1. «Трудные времена».
На рубеже XVI и XVII веков Россия пережила трудные времена. Удачная поначалу попытка стабилизации, предпринятая в правление Бориса Годунова, завершилась в итоге полным провалом и обозначила начало нового, еще более страшного кризиса, получившего название Смуты.
Страшный голод 1601—1603 гг., унесший до трети населения страны, холопьи бунты, появление самозванцев, междоусобная истребительная война — такими были первые годы нового XVII века. Великие потрясения напрямую сказались на внутреннем состоянии государства. Разрушены были общегосударственные механизмы управления. Начавшаяся польско-литовская и шведская интервенция усугубила кризис и создала реальную угрозу самому существованию единого Русского государства[1].
В этих условиях единственной реальной политической силой, способной изменить сложившуюся в стране к 1611 г. ситуацию, стали создаваемые «советы всей земли» сначала Первого (Подмосковного), а затем и Второго (Нижегородского) ополчений, которые формировались из представителей «земли» — служилых, посадских и уездных людей.
2. Предпосылки создания Нижегородского ополчения
Нижний Новгород по своему стратегическому положению, экономическому и политическому значению был одним из ключевых пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов город стал инициатором всенародного патриотического движения, охватившего Верхнее и Среднее Поволжье и соседние области страны. Следует отметить, что нижегородцы включились в освободительную борьбу ещё за несколько лет до образования второго ополчения.
После убийства в мае 1606 года Лжедмитрия I и воцарения Василия Шуйского по России пошли гулять новые слухи о скором пришествии второго самозванца, якобы спасшегося Лжедмитрия I.
С приходом на русскую землю Лжедмитрия II поутихшая было вольница[2] опять активизировалась, тем более что на сторону нового самозванца перешла часть бояр московского и уездного дворянства и детей боярских. Взбунтовались мордва, чуваши и черемисы. Многие города перешли на сторону самозванца и пытались склонить к этому и Нижний Новгород. Но Нижний твёрдо стоял на стороне царя Шуйского и своей присяге ему не изменил. Более того, когда в конце 1608 года жители города Балахны, изменив присяге царю Шуйскому, напали на Нижний Новгород (2 декабря), воевода А. С. Алябьев по приговору нижегородцев ударил по балахонцам, отогнал их от города и 3 декабря после ожесточённого боя занял Балахну. Руководители мятежников были захвачены в плен и повешены. Алябьев, чуть успев вернуться в Нижний, снова вступил в борьбу с новым отрядом мятежников, напавшим на город 5 декабря. Разбив и этот отряд, он затем овладел гнездом мятежников Ворсмой, сжёг её и снова поразил мятежников у Павловского острога, захватив много пленных.
В начале января 1609 года на Нижний напали войска Лжедмитрия II под начальством воевод князя С. Ю. Вяземского и Тимофея Лазарева. Вяземский послал нижегородцам письмо, в котором писал, что если город не сдаётся, то все горожане будут истреблены, а город сожжён дотла. Нижегородцы ответа не дали, а решились сделать вылазку, несмотря на то, что у Вяземского войск было больше. Благодаря внезапности нападения войска Вяземского и Лазарева были разбиты, а сами они были взяты в плен и приговорены к повешению. Затем Алябьев освободил от мятежников Муром, где остался в качестве царского воеводы, и Владимир. Успехи Алябьева имели важные последствия, так как вселили в людей веру в успешную борьбу против Самозванца и иноземных захватчиков. Ряд городов, уездов и волостей отрешились от Самозванца и стали объединяться в борьбе за освобождение России.
3. Первое народное ополчение.
Редко, когда Россия оказывалась на столь тонком волоске от национальной гибели. На улицах Москвы начались столкновения москвичей с иноверцами, которые вели себя в городе, как новые хозяева. Патриарх Гермоген отказался благословить польского королевича Владислава и в грамотах призвал народ к освобождению Москвы, чтобы изгнать иноземцев и избрать русского царя. Первое народное ополчение собрал рязанский воевода Прокопий Ляпунов, которое в феврале 1611 года двинулось освобождать Москву. В состав войска, собранного по всей России, входили и дворяне, и казаки, и стрельцы, и ополченцы, и «даточные люди», то есть крепостные, которых дворяне дали для военного похода. Переодетые сторонники ополченцев тайком приносили в Москву оружие, призывали москвичей на свою сторону. Поляки узнали, что восстание в Москве готовится на март 1611 года, когда дружины Первого ополчения подойдут к городу.
Нижегородцы оказали поддержку в числе первых: 1 марта 1611 года из Нижнего в помощь Ляпунову выступил большой отряд во главе с воеводой А. Репниным. Одновременно Нижний выслал свои отряды и для защиты Переяславля и Суздаля.
В это время в Москве вспыхнуло народное восстание против интервентов, начались уличные бои. В боях участвовал передовой отряд первого ополчения во главе с Дмитрием Пожарским, прибывший в Москву. Неприятель оказался осажденным в самом центре Москвы. Наутро 20 марта поляки решили поджечь город, чтобы так подавить восстание, а во второй половине дня к ним пришли подкрепления, и они стали теснить ополченцев из города. В те дни Москва была сожжена в отместку дотла, — выгорела вся территория Белого и Земляного городов, не тронули лишь Китай-город и Кремль, где засели сами захватчики.
Князь Пожарский был сильно изранен. «Ох, хоть бы мне умереть, только бы не видать того, что довелось увидеть!» — вскричал он, когда его увозили по Переяславской дороге в Троицкую Лавру[3]. Оттуда князя перевезли в его вотчину, где он лечился до октября 1612 года.
Первое ополчение, едва начав осаду Москвы, распалось; в лагере осаждавших шли раздоры, Ляпунов был убит. Над страной нависла угроза иноземного порабощения. Русское государство оказалось на грани гибели.
4. Второе народное ополчение.
Летом 1611 года в стране царила неразбериха. В Москве всеми делами вершили поляки, а бояре — правители из «Семибоярщины», рассылали в города, уезды и волости грамоты с призывами о присяге польскому королевичу Владиславу. В этот критический момент, когда, казалось, в стране не существовало силы, способной организовать борьбу с интервентами, на защиту Отечества поднимала Православная Церковь: в августе в Нижнем Новгороде зачитывали грамоту св. патриарха Гермогена (Приложение 1). Неустрашимый старец из темницы Чудова монастыря взывал к нижегородцам постоять за святое дело по освобождению Руси от иноземных захватчиков. Грамота патриарха Гермогена, полученная нижегородцами октябре 1611 года послужила мощным импульсом народному движению (Приложение 2)[4].
Так случилось, что именно Нижний Новгород стал центром нового русского ополчения. На защиту родины поднялся народ — простые люди России. Нижний стал основным центром борьбы с захватчиками, которая неминуемо должна была перерасти в общенародную. Так и произошло.
4.1. Призыв Минина.
Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин (Приложение 3), избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. Свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общую сходку нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу с призывом «похотети помочи Московскому государству» в Нижнем Новгороде выступил Кузьма Минин, торговый человек, который призвал каждого встать на освобождение Российского государства от иноземных врагов и пожертвовать для снаряжения ратников: «Где соберется доходов — отдаем нашим ратным людям, а сами мы, бояре и воеводы, дворяне и дети боярские, служим и бьемся за святые Божии церкви, за православную веру и свое отечество без жалованья. А если денег не станет, то я силою стану брать у вас животы, жен и детей отдавать в кабалу, чтобы ратным людям скудости не было!»[5]— с таким словом обратился он к народу (Приложение 4).
Нижегородцы поддержали его призыв: они решили создать новое ополчение и собрать «пятую деньгу» — средства на его нужды через самообложение. Пример в этом подал сам великий патриот: «Мало нечто в дому своем оставив и то все житие свое положи перед всеми на строение ратных людей». Он отдал на общее дело почти все, что имел: «Вот моя доля. Все что скопил, отдаю на рать».[6]
Письма с призывом помочь ополчению людьми, деньгами, вооружением и боеприпасами отправлялись из Нижнего в другие города. И вот со всех концов потянулись в Нижний патриоты-добровольцы, деньги, обозы со снаряжением, продовольствием и боеприпасами. Повсюду стало широко известно имя Минина: его называли «выборный человек всея земли».
Новое войско было регулярным, из служивых, дворян и ополченцев, без наемников. А военачальником пригласили князя Пожарского (Приложение 3), родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжёлого ранения 20 марта 1611 года в Москве. Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения.
Нижегородцам импонировали такие черты князя, как честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков. Нижегородцы ездили к нему «многажды, чтобы мне ехати в Нижний для земского совета» -, как говорил сам князь. Согласно тогдашнему этикету, Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев. И только когда к нему приехала делегация из Нижнего Новгорода во главе с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием, то Пожарский согласился возглавить ополчение и молвив: «Рад за православную веру страдать до смерти»[7], отправился в Нижний Новгород в октябре 1611 года (Приложение 5).
4.2. Начало организации второго ополчения
Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения. В нижегородском гарнизоне всех воинов было порядка 750 человек. Тогда пригласили из Арзамаса служилых людей из смолян, которые были изгнаны из Смоленска после занятия его поляками. В аналогичном положении оказались вязьмичи и дорогобужцы, которые тоже влились в состав ополчения. Ополчение сразу выросло до трёх тысяч человек. Кроме них в ополчение влилось много добровольцев — крестьян, посадских людей, а также представителей нерусских народов Поволжья — татар, мордвы и чувашей. В дальнейшем к ополчению примкнули отряды из многих городов: коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из украинных городов.
Пожарский и Минин продолжали собирать казну и ратников, обращаться за помощью в разные города, посылали им грамоты с воззваниями: «…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати»[8].
Созданное в Нижнем Новгороде ополчение по праву можно назвать всенародным. В него входили представители всех групп населения тогдашней России — от простого крестьянина до знатного дворянина.
4.3. Поход второго ополчения
Участники ополчения были исполнены решимости освободить столицу Русского государства Москву от польско-шляхетских интервентов. Воины Второго народного ополчения шли в бой под знаменем, на котором девизом были слова: "Вставай, иди, борись и побеждай".
Передовой отряд ополчения двинулся из Нижнего в середине февраля — начале марта 1612 года к Ярославлю, которому угрожали казаки. В начале апреля ополчение пришло в Ярославль и начало готовиться к решительному выступлению на Москву (Приложение 6).
28 июля 1612 года главные силы ополчения выступили к Москве, и с 22 августа начались бои за освобождение столицы.
На подступах к ней разыгрались кровопролитные события. Поляки прислали в Москву подкрепление, в лице целого воинского корпуса под командование Ходкевича. Ополченцам удалось в ходе ожесточенных боев отвести от Москвы отряды Ходкевича. Боевые порядки наступающих поляков были опрокинуты, и они обернулись в бегство, бросив при этом артиллерию и весь запас провианта. Бегство Ходкевича во много предопределило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 года поляки капитулировали. Войско Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина соединилось с отрядами казаков Трубецкого в районе Лобного места, и вместе, под звон колоколов, победители в сопровождении народа через Спасские ворота вступили в Кремль. Москвичи праздновали победу. Смута кончилась.
5. Спасительница России.
5.1. Прославление «Знамение милости Царицы Небесной».
Список Пожарского.
К 1611 году обессиленная внутренними смутами и внешней угрозой Россия как православное государство и независимая держава стояла на краю гибели… Но сила Божия в немощи совершается. Не зря Россию называют Домом Пресвятой Богородицы. «Знамением милости Царицы Небесной» к Российской державе и православному народу русскому стала чудотворная Ее икона Казанская.
Когда первое народное ополчение поднялось на освобождение Москвы, патриарх Гермоген, находившийся в Московском Кремле под стражей в окружении поляков и изменников-бояр, передал православному воинству распоряжение о принесении к столице образа Божией Матери из Казани. Волю патриарха выполнили, и икона заняла свое место в рядах Первого ополчения. Это был, по одним данным, первообраз чудотворной Казанской иконы, по другим — список с него.
Прибывшие к Москве со святой иконою дружины помощью Небесной Заступницы 26 мая 1611 года отбили у поляков Новодевичий монастырь и взяли много пленных поляков и немцев.
Зимой 1611 года чудотворный образ был отпущен обратно в Казань и по пути принесен в Ярославль. В это же время Второе ополчение, собранное русскими городами, по призыву патриарха Гермогена, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и истинных сынов Отечества — новгородского гражданина Минина и князя Пожарского, прибыло в Ярославль. Дружины, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода, были наслышаны о чудесах от этой иконы и о завещании патриарха Гермогена. Потому они оставили ее у себя, а в Казань послали список с нее.
Первому ополчению освободить Москву не удалось, но год спустя, в 1612 году, Москву осадило новое ополчение. Со Вторым ополчением, которое возглавили Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, пребывало благословение на ратный подвиг мученика-патриарха — чудотворная икона Божией Матери Казанская (Приложение 7).
Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и с Ее помощью. Ратники взяли икону с собой и постоянно просили её о помощи. Пресвятая Владычица взяла под свой Покров ополчение верных сынов.
Прибывшее с Пожарским ополчение под Москвой встретило препятствия, которые не могли бы победить человеческие силы. И тогда ополченцы, наложив строгий трехдневный пост, перед Казанской иконой отслужили молебен, моля Богородицу о победе, и, возможно, дали обет построить в Москве храм во имя чудотворного Казанского образа.
По преданию, в ночь после молебна греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и открыл ему, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена».
Воины народного ополчения мужественно приступили к Москве, неся пред собою образ Казанской Божией Матери, и в августе 1612 года снова отняли у неприятеля Новодевичий монастырь, вновь занятый врагами после первого освобождения; прогнали войска гетмана Хоткевича от Москвы; 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а 27 октября поляки